В данной статье мы подробно расскажем о жалобах на перепланировку, поскольку эта тема очень актуальна в настоящий момент.
Статистику мы не ведем, но часто, когда нам звонят, то первое предложение в некоторых конфигурациях можно процитировать так:
Здравствуйте, у меня сложная ситуация, на меня пожаловался сосед и пришла бумага из Мосжилинспекции о том, что они хотят проверить квартиру, что мне делать?
Но не менее часто нам звонят и с таким вопросом:
Добрый день, у меня сосед уже полгода ведет ремонт, вытаскивает из квартиры куски несущих стен, я боюсь, что дом упадет. На мой вопрос, есть ли у него разрешение на эти работы, он не реагирует, что мне делать?
Для ответов на оба вопроса вначале мы разберем ситуацию, что делать, если соседи пожаловались на вас, а затем расскажем о том, куда жаловаться на перепланировку квартиры у соседей.
Возможно, вы проводите ремонт или уже его провели. А, может быть, даже ремонта не было вообще, но вам приходит письмо из жилищной инспекции с требованием о доступе в квартиру.
Никаких страшных формулировок в данном уведомлении нет. Есть стандартная фраза о том, что «в жилищную инспекцию поступила информация о незаконной перепланировке, проведенной в вашей квартире, просим вас в дату ХХ.ХХ.ХХХХ, время ХХ.ХХ обеспечить доступ для проведения комиссионной проверки».
В данном письме также будет контактный номер инспектора и комментарий, что в случае, если вы не сможете обеспечить доступ в указанное время, просьба связаться по данному контактному номеру телефона.
Оно может прийти как письмом с уведомлением с получением на почте, так и обычным письмом в почтовый ящик.
Какая-то часть собственников либо НЕ воспринимает данное письмо всерьез, либо воспринимает, наоборот, очень серьезно. И в результате принимается одинаковое решение – НЕ реагировать на него. То есть не связываться по контактным номерам, не открывать дверь и ни о чем не информировать инспектора.
И это главная ошибка собственников!
Не важно, как жилищная инспекция уведомит собственника о перепланировке, важно, что она уже запустила процесс.
Действительно, инспектора не всегда отправляют письма с уведомлением о вручении. Часто, в связи с загруженностью, они отправляют простые почтовые письма. И «теоретически» собственник может, прочитав данное письмо, на него не реагировать, сказав: не видел/не дошло/кто-то забрал и т.д.
Инспектора же, работая в жилищной инспекции годами, а иногда десятками лет, прекрасно понимают, что письмо дошло, собственник его получил и, на их «сленге», начинает «кривляться».
Ведь даже отправив простое почтовое письмо, инспектор в любом случае в указанное время придет на квартиру, позвонит в дверь и, если ему не откроют, развернется и уйдет. Что же произойдет дальше?
А дальше в течение недели собственнику придет уже письмо с уведомлением. Это будет дубликат первого письма, но здесь собственник уже не сможет сказать, что его не уведомили.
Ошибка собственников заключается в следующем: они думают, что инспектор жилищной инспекции – это некая злобная сущность, которая теперь будет их преследовать, и лучше с ним не встречаться.
Откроем тайну: инспектор – это тоже человек, но человек-чиновник, работающий по регламентам. И конкретному инспектору жилищной инспекции совершенно все равно, что у вас в квартире. Подобных жалоб одновременно в работе у него сотни. И единственная его задача – это побыстрее отработать жалобу и забыть про нее.
Поэтому лишний раз нервировать инспектора недопуском на квартиру – не лучшая идея.
Представим себе ситуацию. К нему пришла на вас жалоба, он ее зафиксировал, написал вам письмо-уведомление, приехал в указанное время, а ему просто не открыли дверь. А у него еще не один десяток адресов, на которые собственники его уговаривают в любое удобное для него время приехать. Вопрос: какое отношение в будущем будет у инспектора к данной квартире?
Когда он все-таки попадет в нее, то:
Регламент действия инспектора следующий:
Как мы видим из регламента, лучший и самый быстрый способ закрыть жалобу, это чтобы собственник не пускал инспектора на квартиру. Однако для собственника при поступлении дела в суд ситуация начинает разворачиваться уже в негативном свете.
Суд также направляет собственнику уже судебное уведомление о доступе на квартиру. Как правило, на данном этапе собственник начинает понимать, что ситуация развивается подозрительным и нехорошим образом, так как судья обычно информирует его, что при дальнейшем уклонении от взаимодействия с жилищной инспекцией и не осуществлении допуска жилинспекция может выйти с иском о лишении права собственности и продаже квартиры с публичных торгов.
И вот после подобной информации уже сам собственник начинает усиленно звонить по телефонам, указанным в письме, инспектору жилищной инспекции с просьбой посетить квартиру в любое удобное для него время, попутно рассказывая все те же фантазийные истории, что у него крадут письма из почтовых ящиков.
Поэтому если вам пришло письмо, информирующее о том, что инспектор Мосжилинспекции хочет посетить вашу квартиру, лучшим решением будет обеспечение допуска. Кстати, необязательно допуск должен быть осуществлен именно в ту дату, которая обозначена в письме. Если вам неудобно, то всегда можно договориться с инспектором по телефону о переносе даты его посещения квартиры.
Собственник квартиры должен понимать, что теперь инспектор жилищной инспекции до конца процесса согласования его самый лучший друг. Странный, непонятный, но относиться к нему необходимо с большой теплотой и любезностью, так как от него во многом зависит, насколько масштабен будет ваш будущий ремонт, если в квартире есть перепланировка с какими-либо нарушениями.
Инспекторы, как мы упоминали в начале статьи, тоже люди. И когда инспектор видит, что собственник дружелюбен, не собирается «качать права», а позитивно настроен на разумный диалог, то и у него отношение к владельцу квартиры соответствующее, так как у обоих сторон одна цель – побыстрее закрыть жалобу.
Предполагаем, что вы выбрали правильное решение и приняли инспектора на квартире.
На момент жалобы инспектор не знает, есть ли перепланировка в вашей квартире или нет. Поэтому он приходит в квартиру с планом БТИ (предварительно получая его в Бюро технической инвентаризации посредством межведомственного запроса) и сравнивает планировку вашей квартиры с данным планом.
Результатов его визита может быть два:
Небольшое уточнение: подобные предписания и протоколы выписывались до 2022 года. В данное время идет некое облегчение в части процесса согласования, и оплата штрафов отменена (амнистией это, конечно, назвать нельзя, но все же). А если нет штрафов, то, соответственно, не может быть и протокола. А если нет протокола, то значит, не может быть и предписания. Но что-то же жилищная инспекция должна выписывать при выявлении перепланировки. Поэтому в результате жилищная инспекция «сконструировала» документ, который называется «Предостережение». То есть фактически данное «Предостережение» пока заменяет «Предписание», без протокола и штрафа. Однако общий смысл данного предостережения аналогичен предписанию и принуждает собственника к узакониванию выявленной перепланировки.
Предположим, что перепланировка у вас не выявлена. Позже вы получаете результат проверки квартиры (все также на почту) и забываете про этот вопрос.
Но если перепланировка в квартире выявлена, и вы получили «предостережение» с перечнем мероприятий, которые необходимо узаконить, то необходимо начинать процесс оформления документов.
Так как юридически получается, что перепланировка выявлена инспектором, то сразу определяется путь узаконивания. Он прописан в постановлении Правительства Москвы №508 и предполагает разработку технического заключения о допустимости и безопасности ранее выполненных работ.
Если была зафиксирована перепланировка с затрагиванием несущих конструкций, то данное техническое заключение необходимо заказывать у автора проекта дома или в ГБУ «Экспертный» центр». Если выявленная перепланировка не затрагивала несущих конструкций, то техническое заключение можно заказать в любой проектной организации с допуском СРО.
Описание самого процесса узаконивания сделанной перепланировки квартиры вы найдете в этой статье.
Если необходимо проконсультировать предметно по вашему случаю, вы можете набрать наш контактный номер +7 (495) 722-03-79 или написать сообщение в WhatsApp. Мы постараемся вам помочь.
Бывают случаи, когда пожаловаться на перепланировку соседа хотите вы. Причины могут быть разные, но основные из них следующие:
Направлять жалобу на перепланировку в Москве необходимо только в Мосжилинспекцию. Это единственный орган, который уполномочен Правительством Москвы осуществлять контроль за проведением перепланировок.
Популярны также обращения в другие инстанции:
Обращения в данные органы бесполезны. Все ваши обращения буду рассмотрены и по каждому из них будет дан ответ.
В каких-то органах ответят, что «Спасибо за обращение, но вы обратились в ненадлежащий орган». Где-то дополнят ответ: «Рекомендуем вам обратиться в Мосжилинспекцию». А где-то могут даже переадресовать обращение посредством межведомственного взаимодействия в ту же самую Мосжилинспекцию, где снова будут рассматривать его в течение месяца.
То есть обращаться необходимо только в Мосжилинспекцию.
Подать жалобу в жилищную инспекцию Москвы на незаконную перепланировку можно двумя способами:
Вы составляете письменный запрос и лично сдаете его либо в окружную жилищную инспекцию, либо в секретариат центральной жилищной инспекции, из которого вашу жалобу переадресуют в окружную. Это самый действенный путь подачи жалобы в МЖИ.
Как показывает практика, когда податель лично приезжает и регистрирует письменную жалобу, к данным обращениям самое пристальное внимание.
Почему так происходит мы не знаем, может быть это некая «историческая память», что когда сдали «бумажку», на нее лучше отреагировать.
При данном варианте подачи жалобы на незаконную перепланировку соседей вероятность того, что ту квартиру, на которую вы жалуетесь, проверят, приближается к 100 процентам. Особенно будет полезно, если вы приложите к жалобе какие-либо фотоматериалы, подтверждающие обоснованность вашей жалобы.
Второй вариант подачи жалобы – обращение через портал Мос.ру в разделе «Электронная приемная».
Подать жалобу в жилищную инспекцию через госуслуги можно 2 способами:
В случае, если вы залогинены на Мос.ру, то, в целом, жалоба будет похожа на письменный вариант – вы также описываете суть вопроса и отправляете ее.
Если вы не хотите, чтобы сосед узнал, кто на него пожаловался, то в данном случае вы можете отправить жалобу, не залогиниваясь в кабинете на Мос.ру.
Процедура такая же, но данные собственника необходимо заполнить вручную. Вы можете вписать какие-либо несуществующие паспортные данные и адрес квартиры. В целом, можете даже их и не вписывать – достаточно будет только придумать ФИО человеку, которому будет отвечать жилищная инспекция, и последней строчкой в обращении необходимо написать: «Ответ прошу предоставить по электронному адресу хххх@yandex.ru».
Данный электронный адрес необходимо заранее зарегистрировать. На него будут приходить уведомления о статусе вашей жалобы, а также через месяц придет официальный ответ. Необходимо сказать, что в случае подобного обращения процент положительных ответов о том, что проверка проведена, несоизмеримо ниже, чем при личной письменной или электронной жалобе с реального кабинета.
Жалоба все также им поступит, но рассматривающие данную жалобу прекрасно понимают, что она пришла с «фейкового» аккаунта, и, чтобы не перегружать работой инспекторов, вам с большой вероятностью придет стандартная отписка: «По вашему обращению была проведена проверка, наличие признаков ремонтных работ, мусора и нарушения графика проведения ремонтных работ не выявлено, благодарим за обращение».
Нет, не узнает.
Мы в частных беседах задавали данный вопрос инспекторам жилищной инспекции, и они отвечали, что они не имеют права разглашать персональные данные собственников, которые подают жалобы.
По крайней мере, в нашей практике квартир, в которые пришли по жалобам от соседей, много, но узнать данные того, кто пожаловался, не удалось ни разу. То есть инспектор жилищной инспекции ни разу ни нам, ни собственникам не рассказал о том, кто пожаловался на их квартиру.
И, в целом, их можно понять, так как отвечают они за разглашение персональных данных не как частные лица, а как должностные. Конечно, при желании и этот момент можно обойти. Например, инспектор может начать активно кивать в сторону соседской квартиры, из которой поступила жалоба, но зачем это нужно инспектору?